Победа по бразильской системе

В минувшее воскресенье в Эжве состоялся первый из этапов открытого чемпионата Республики Коми по ледовым автомобильным гонкам. Из шести пилотов, получивших право участвовать в призовом финале, пятеро гонщиков представляли Киров. Победителем первой гонки стал действующий чемпион серии Сергей Бусыгин. Столь успешному началу сезона в немалой степени способствовали и организованные накануне выездных соревнований тренировочные заезды на кировском стадионе "Прогресс", в ходе которых гонщики смогли проверить свои машины и оценить собственную степень готовности. Впрочем, обо всем по порядку...
Соревнованиям в Эжве предшествовал целый ряд значимых событий. Еще до новогодних праздников на республиканском стадионе в Сыктывкаре состоялось торжественное открытие многоэтапного розыгрыша Кубка главы Республики Коми. Все гонки нового чемпионата будут проходить на центральном стадионе при искусственном освещении. На первом этапе соревнований участвовал лишь один кировский гонщик - Кирилл Бойцов, занявший в острой борьбе с местными пилотами 5-е место. А 6 января в Кирове была возобновлена практика проведения предсезонных тренировок на ледовом треке. В последний раз это происходило в 1992-м, когда свободные заезды для своих гонщиков устраивали тогда еще находившиеся на государственном обеспечении автоклубы ДОСААФ. .
Дневная тренировка с четырьмя сериями одиночных хронометрируемых заездов для каждого из участников проводилась без зрителей и считалась закрытой. После этого желающие спортсмены смогли попробовать себя в контактной тренировочной гонке. Параллельно, как объяснили организаторы заездов, проводилась проверка пригодности стадиона "Прогресс" для проведения на нем зимних автомобильных гонок. Известно, что в начале 90-х на коротком треке "Прогресса" уже проходили подобные состязания. Вернуть сюда ледовые автогонки, скорее всего, пришлось по требованию времени. После строительства на "Родине" искусственного льда и давнего запрета "шипов" на конькобежном "Динамо" проводить в городе ледовый трек (если не брать в расчет универсальный автополигон центра "Мастер-Класс") стало элементарно негде. За решение проблемы отсутствия льда взялись в фонде "Форотех" и подошли к этому с организаторским профессионализмом. По окончании тренировки "форотеховцы" пообещали учесть все пожелания автоспортсменов по подготовке нового трека и его безопасности. Организаторы неофициально объявили, что соревнования на "Прогрессе" состоятся уже в ближайшее время и пойдут в зачет шестиэтапного чемпионата, часть гонок которого пройдет в Слободском. Кроме того, в зачет той же серии пойдут два лучших результата, показанные гонщиками на этапах чемпионата Республики Коми.
6 ЯНВАРЯ. КИРОВ. СТАДИОН "ПРОГРЕСС"
В официальной тренировке приняли участие 11 гонщиков. В Киров приехал даже Олег Князев из Слободского. Правда, на сей раз за руль "Таврии" с вазовским двигателем сел его сын и тезка. Новый Олег Князев сразу обратил на себя внимание своей скоростью. Первая "крыша" сезона также оказалась на счету 23-летнего автокроссмена, постоянного участника и призера гонок "Запо-ралли", для которого этот выезд на лед оказался дебютным. Впервые опробовали ледовую дорожку успешно дебютировавший на асфальте Владимир Гордеев и Станислав Гомзяков на "Фольксваген-Гольф". Проблемы с топливоподачей испортили тренировку Климу Байкову. Но было бы хуже, если бы подобная неисправность проявила себя в ходе зачетной гонки в Коми, когда на ее устранение у команды "Вят-каспецрегион" могло не остаться времени. Известную пользу из проверки техники в боевом режиме извлек и Владимир Малышев. Владимир Михайлович изменил передаточное отношение в главной паре, и через два дня в Эжве его "восьмерка" поехала гораздо быстрее. Очень стабильно провел заезды Сергей Мальков, окончательно, похоже, подобравший "ключики" к своему мощному автомобилю. Два других пилота, выступающих в этом сезоне на моторах с четырехдроссельным впрыском Сергей Бусыгин и Александр Баранов, отметились на треке лучшим временем прохождения круга. Порадовала оперативность, с которой гонщиков информировали о результатах хронометража.
Несмотря на то, что контакная гонка считалась только тренировочной, лишь некоторым из пилотов удалось проехать дистанцию с холодной головой. Самой впечатляющей оказалась авария Олега Сановича в заезде с Сергеем Бусыгиным и Александром Барановым, произошедшая сразу после старта. Пытаясь протиснуться в узкое пространство на внешней части виража, Олег задел машину Бусыгина и развернул ее в сторону, обратную движению. Легкого касания хватило, чтобы "восьмерка" Сановича вышла из-под контроля и, зацепив колесами жесткий бруствер, опрокинулась на крышу. У машины деформированы кузовные стойки, вылетели ветровое и дверные стекла. Гонщик продолжил тренироваться в закрытом шлеме, но главное, что Олег успел вернуть своей машине товарный вид и приехал в Эжву, чем в известной степени усилил кировский десант, высадившийся на первом этапе открытого первенства Республики Коми.
8 ЯНВАРЯ. ЭЖВА. СТАДИОН "БУМАЖНИК"
В пригород столицы Коми отправились 8 кировских гонщиков, машина Кирилла Бойцова ждала его в Сыктывкаре. Остальные боевые автомобили к месту проведения соревнований гости доставляли по-разному. Кто-то по старинке буксировал спортивную машину, были и те, кто транспортировал ее на прицепе-лафете или погрузив в кузов грузового автомобиля. Но вот кто по-настоящему удивил собратьев по гоночному цеху, так это Александр Преснецов. Спонсор гонщика - ЗАО "ТрестЯ-малстройгаздобыча", предприятие на котором он работает, выделило для этой цели самосвал с самодельными сходнями, в кузове которого и разместилась гоночная "восьмерка" Александра.
Личное знакомство с "Бумажником", на котором проводилась гонка, оставило очень хорошее впечатление. У подножия трибун центрального стадиона Эжвы уютно расположился довольно короткий, почти овальный трек. Вот только толщины его ледяного покрытия на сей раз оказалось недостаточно. Под занавес заездов пилоты размесили один из виражей до самого асфальта, вырвав из колес добрую половину супершипов. Зная о том количестве кругов, которые при существующей системе розыгрыша проезжал каждый гонщик, организаторы могли бы успеть нарастить лед. С учетом квалификационной серии участники финалов в общей сложности преодолевали по 39 кругов. Остается добавить, что в пятикруговых заездах стартовали по 6 автомобилей в шахматном порядке с трех линий.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПИЛОТАЖ ВСЛЕПУЮ
Система розыгрыша главных призов выглядела следующим образом. По результатам квалификации в основную часть гонки отбирались 18 участников, из которых формировались 3 группы. Их возглавляли пилоты, показавшие в квалификационных заездах лучшее время. Встретиться лидеры могли только в финале "А", куда попадали по два лучших гонщика из каждой группы, которые и разыгрывали между собой денежный призовой фонд соревнований. Вторая шестерка, составившая финал "В", боролась за места с 7-го по 12-е, то есть за оставшиеся зачетные очки (система начисления очков на этапах чемпионата за 1 место - 10 баллов, за 2-е - 9 и далее по убывающей). Но самым интересным для зрителей было то, что финишировавших в заездах гонщиков расставляли в стартовой решетке следующего заезда в обратном порядке. Лидерам приходилось пробиваться наверх из задних рядов, и обгоны следовали один за другим. Между тем основная сложность ведения плотной гонки - почти полное отсутствие видимости из-за вздымаемой шипованными покрышками снежной пыли.
Квалификацию выиграл Сергей Бусыгин. Чемпион оказался единственным, кто смог "разменять" 22 секунды, остановив судейский секундомер на отметке 21,6. Второе время на лучшем круге квалификационной сессии показал Сергей Мальков, а группу "С" с результатом 22, 5 сек. возглавил Клим Байков. Быстрейший из хозяев Александр Лучинин оказался четвертым и отправился в полуфинальную группу к Сергею Бусыгину, куда также попал и Владимир Малышев (7-е место в квалификации). Из шестерки, которую сразу окрестили "группой смерти", вопреки прогнозам вышли оба пилота команды "Кристалл" Бусыгин и Малышев, оставившие Лучинина за бортом призового финала. Драматичным получился последний из трех заездов. Лишенный в предыдущем старте очков за якобы некорректную езду в отношении сыктывкарца Игоря Рачина
Владимир Малышев отвоевал себе место в призовом финале, стартовав не с самой удобной позиции. Должное в этой ситуации нужно отдать лидировавшему вплоть до последних кругов Кириллу Бойцову, распахнувшему для земляка "калитку" на выходе из виража. В свою очередь Александр Лучинин, которому достаточно было просто финишировать в заключительном заезде, застрял в снежном бруствере, вылетев с трассы при очередной попытке лихого обгона по внешнему радиусу. Но на этом злоключения Александра не закончились. В одном из заездов утешительного финала "восьмерка" Лучинина врезалась в конце прямой в автомобиль сыктывкарца Евгения Скри-пова, остановившийся на трассе после жесткого контакта с "восьмеркой" Владимира Шу-стикова. После сильнейшего удара на полном ходу машину Александра Лучинина выбросило на снежный бруствер. Гонщику понадобилась срочная медицинская помощь, но, к счастью, обошлось без травм. Оба автомобиля пострадали в этой аварии очень серьезно. Причиной случившегося Лучинин назвал полное отсутствие видимости...
ШУСТИКОВ МОГ ВЫИГРАТЬ ГОНКУ
Из группы "В" в финал почти без проблем вышли Сергей Мальков и хозяин трассы Михаил Шустиков на "Гольфе" с мотором от "Тойоты". А вот в третьей шестерке борьба за попадание в финал "А" развернулась нешуточная. Одному из сильнейших молодых сыктывкарских пилотов Владимиру Шустикову в итоге пришлось довольствоваться возможностью побороться за очки в непризовых заездах. А троим кировчанам Климу Байкову, Олегу Са-новичу и Александру Преснецову с трудом удалось разыграть лишнего. На помощь пришли судьи соревнований, лишившие Пресне-цова очков за якобы умышленный проезд по внешней бровке. После случившегося Александр блестяще выиграл финал "В", лидируя по очкам еще до неудач Лучинина и Шустикова-младшего, сошедшего в последнем заезде из-за проблем с мотором. Жаль, что за путевку в финал не удалось побороться дебютанту ледового трека Виталию Боклащуку, финансовую помощь которому оказывает "КировГазстрой". В квалификации он проехал оба зачетных круга с одинаковым временем 24,4 сек. и оказался в. одной секунде с группой гонщиков, занявших места с 9-го по 16-е ! Но уже в первом своем заезде Виталий финишировал с серьезной неисправностью двигателя, после чего на трассу выехал первый из запасных участников - кировчанин Владимир Гордеев. Получив боевое крещение, он предпочел не рисковать и очень спокойно и грамотно провел свою первую ледовую гонку.
Заклинивший мотор помешал развить свой успех в главном финале Владимиру Малышеву. Причем остановка его автомобиля на траектории выхода из поворота привела к тому, что судьи утратили контроль над ситуацией, начав размахивать сначала желтым флагом, в зоне действия которого запрещены обгоны, а затем и красным. Но заезд так и не был остановлен! Единственным из гонщиков, адекватно среагировавшим на ситуацию, оказался Сергей Мальков. Он "сбросился" почти до нуля и потерял позицию, тогда как другие гонщики продолжали разумно рисковать.
Главным героем финальных разборок, состоящих из четырех заездов, стал единственный представитель Сыктывкара Михаил Шустиков. Хозяин трассы выиграл один из заездов, но уступил Сергею Бусыгину при равенстве набранных очков по числу побед в финальной серии. На счету Бусыгина - 2 победы в заездах. Действующий чемпион блестяще разыграл свою финальную партию, "пулей" прошив половину пелетона, и вырвавшись на свободное пространство, успел сделать необходимый для победы задел, в то время как Шустикова кировчане держали, что называется, всем миром. Когда Михаил все же вышел на второе место, Сергей Бусыгин был для него уже недосягаем. Третье место в нелегкой борьбе завоевал вернувшийся за спортивный руль после тяжелой аварии на ралли Сергей Мальков, что стало для него лучшим результатом за короткое время выступлений на ледовом треке. А вот Клим Байков и Олег Санович каждый в отдельности упустили реальную возможность взойти на пьедестал в бескомпромиссной борьбе друг с другом. В итоге обоих лишили заработанных в последнем заезде очков якобы за блокировку Шустикова-старшего. Наказание последовало даже несмотря на то, что в решающем эпизоде Михаил красиво перекрестил траекторию на выходе из виража и без помех прошел между машинами кировчан за счет чистой скорости...
Хорошим раздражителем для кировских пилотов могло стать участие в гонке победителя 1-го этапа Кубка главы РК Владимира Пушкарева. Но кумир местных болельщиков в Эжву не приехал. "Я решил, что буду гонять в этом сезоне только на республиканском стадионе. Туда приходит больше зрителей, технический регламент этих соревнований запрещает использование секвентальных коробок передач и узаконивает "моношину" на ведущей оси, к тому же меня не совсем устраивают правила и форма проведения соревнований в Эжве..." - сказал Владимир Пушкарев. Что касается соблюдения технического регламента, то организаторы чемпионата в Коми повели себя в этом отношении не менее принципиально. По окончании соревнований у машин, занявших места с 1-го по 6-е, проводилось вскрытие поддонов двигателей для замера диаметра цилиндров на разрешенный объем до 1600 куб.см. Дисквалификации, как и следовало ожидать, не последовало.
Вадим Гусейнов
Квалификационные круги кировчан
1 С.Бусыгин-21,6 сек.
2 С.Мальков - 22,3
3 К.Байков - 22,5
6 А.Преснецов - 23,1
7 В. Малышев - 23,2
9 О. Санович - 23,5
15 В.Боклащук - 24,4
18 К. Бойцов-25,1
19 В. Гордеев - 26,6
Положение в чемпионате РК после 1-го этапа
С. Бусыгин (Киров) - 10, М. Шустиков (Сыктывкар) - 9, С. Мальков - 8, О. Санович - 7, К. Байков - 6, В. Малышев - 5, А. Преснецов - 4 ( все Киров), И. Рачин - 3, В. Шустиков - 2, С. Савин (все Сыктывкар) - 1.

Вид спорта:
Источники: