Мотор-шоу на пять баллов
Никто из организаторов соревнований в Кирове не пробовал объединить в одном месте спортивные автомобили, снегоходы и "Запорожцы". Слишком разные трассы нужны для перечисленных видов техники. Одним - ровные, скоростные дороги, другим - снежные препятствия, а третьим - минимум свободного пространства для плотной гонки на выживание. Однако владельцу полигона "Мастер-Класс" идея микста глупой не показалась...
Ясная, теплая погода гарантировала зрительский успех первому супершоу в формате ежегодной "Гонки звезд". Небесная канцелярия будто решила погасить все долги перед хозяином полигона Сергеем Мальковым за труды по подготовке и содержанию трассы. Достаточно вспомнить обильные снегопады, сопровождавшие открытие сезона на полигоне "Мастер-Класс" и прошлогодний звездный сбор лучших автогонщиков. Организаторы предусмотрели на этот раз абсолютно все. Приехавшие на полигон ранним утром 11 марта отказывались верить, что снегопады в городе длятся почти целую неделю. Великолепный "грейдер" местами, прочищенный до асфальта, - такой "светлый путь", включая подъезную дорогу к автодрому и просторные автостоянки, приготовили устроители гостям и участникам автомотоспортивного праздника. В два раза были снижены цены на въездные билеты.
Соревнования открылись трековой гонкой по главному кольцу полигона, длина полного круга здесь приблизительно равняется километру. Заполнившим трибуны до отказа зрителям для начала было предложено хорошенько размяться: их ждали восемь четырехкруговых заездов с участием 8 гонщиков. К сожалению, всех "звезд" кировского автоспорта кольцевая гонка не собрала. В отсутствие пилотов первого ранга Сергея Бусыгина, Владимира Малышева, Сергея Усынина, Александра Баранова, Александра Преснецова, Олега Сановича организаторов поддержали Клим Байков, Станислав Гомзяков, Иван Ду-дин, Владимир Гордеев, Александр Алалыкин, Вадим Ти-ховский, Сергей Пестов и сам Сергей Мальков. Директор центра контраварийной подготовки водителей выступил в гонке для поднятия зрительского интереса, увеличив число стартующих автомобилей. Сергей Геннадьевич решил поберечь боевой автомобиль, чтобы побороться на последнем этапе чемпионата Коми за призы общего зачета и выехал на трек на клубном прокатном ВАЗ-2108.
Трековые автогонки
Заезды "звезд" подарили редкую по остроте дуэль Клима Байкова и Стаса Гомзякова. Оба выиграли по четыре заезда и в ходе гонки не раз "обменивались" лидерством. Благодаря блестящему началу последней серии заездов пилотировавший "Фольксваген-Гольф" Станислав Гомзяков опережал своего принципиального соперника на 1 очко, но в итоге все решили - безупречная победная езда 18-летнего Клима Байкова и проблемы с переключением передач на автомобиле его главного конкурента. Из-за нескольких разворотов "фолькс-драйвер" закончил решающий заезд на последнем месте и довольствовался итоговым вторым результатом. Спор за бронзовую медаль получился не менее драматичным. Уверенно занимавший общую третью позицию Иван Дудин не доехал из-за заклинившей коробки передач два последних заезда, чем не преминул воспользоваться находившийся от него в очковой близости Александр Алалыкин. Запомнившийся зрителям лихими обгонами по внешней бровке "Артист" (гоночное прозвище Александра) заслужил свою первую боевую награду благодаря уверенной езде в эндшпиле гонки, уступив в 7-м заезде только паре лидеров. В финале он приехал вторым и сумел обойти Дуди-на на 1 очко.
Таким образом, в списке победителей престижной Star Racing появилось новое имя, чего и следовало ожидать после того, как неоднократно владевший почетным титулом Сергей Бусыгин и первый чемпион трековой "Гонки звезд" в теперешнем ее формате Олег Санович по разным причинам, как уже говорилось, не вышли на старт.
Горячие "сноумены"
После действа № 1 мастерство езды по треку зрителям продемонстрировали снегоход-чик». Остается лишь сожалеть, что центр областного сне-гоходного кросса вне зависимости от желания большинства болельщиков этого экстремального вида спорта переместился в предместье Совет-ска - село Петропавловское, где созданы идеальные условия для проведения гонок всероссийского уровня. В Кирове снеходный Гран-при в последний раз прошел три года назад! Суровая морозная погода отпугнула зрителей, и все материальные затраты по подготовке снежной трассы и вместительных автостоянок тогда не окупились. После этого главный инициатор развития снегоходного спорта в области президент кировского экстрим-клуба "X-Style" Леонид Носков сказал, что больше не возьмется за организацию подобных шоу и обещание сдержал. А последователей не нашлось...
Основу участников трековой снегоходной гонки составили представители все того же клуба любителей-экстремалов. В их числе, впрочем, оказался и настоящий профи: главная надежда кировского снегоходного спорта - 18-летний Сергей Юферев, прогресс которого в текущем сезоне очевиден, если судить по победам
и призовым местам во всероссийских стартах. Основным соперником для молодого таланта стал опытнейший Владимир Чехонин. Единственным из всех гонщиков он выступал на подготовленном для трека снегоходе с шипованной гусеницей и измененным под "левые виражи" рулевым управлением. В то время как остальным пилотам приходилось опираться внешней лыжей своих машин на снежную бровку или вообще ехать по брустверу, чтобы пройти вираж с максимальной скоростью, Чехонин пользовался штатными траекториями и, резко ускоряясь на прямых, отыгрывал у соперников секунды. Правда, в финале победитель состоявшегося в 1998 году первого снегоходного Кубка области все же допустил ошибку, перегазовав на выходе одного из поворотов, и его машину развернуло, чем сразу воспользовался сверхбыстрый Сергей Юферев. Нечаянное лидерство закончилось уже в следующем повороте. Сергей не справился на вираже с выбранной скоростью и упал. После падения и возвращения в гонку на последнем месте Юфереву за полкруга удалось обогнать всех соперников, кроме единоличного лидера заезда Владимира Чехонина. В повторном старте четверки финалистов снежный "зубр" не предоставил своему молодому оппоненту второго шанса. Третье место занял Владимир Шабалин.
"Запоралли" - гвоздь программы
Стоило на трассе показаться "Запорожцам", как зрители поддержали их водителей радостным улюлюканием. В сознании публики настолько прочно засели анекдотичные сравнения с "Мерседесом", что любые попытки заставить самодельные машинки ехать чуть быстрее тут же восприни-мались болельщиками на "ура". Мини-трасса для "Запорожцев" была проложена напротив трибун и представляла собой элемент стартовой прямой с двумя левыми поворотами и скоростной змейкой с минимумом мест для обгона.
Состоявшую из пяти заездов гонку на выживание организаторы изначально позиционировали как шоу, поэтому обошлись без технических требований в отношении "запогон-щиков". Изобретательный подход к самому знаменитому автомобилю эпохи застоя сложно было не заметить. Кто-то из спортсменов умудрился поставить на ведущую заднюю ось "зазика" двускатные шины, после чего машина не только переставала входить в боковое скольжение, но и начала страдать недостаточной поворачи-ваемостью. Самые смелые и неопытные выехали на трассу на серийном образце. Разумеется, не обошлось без участия законодателей мод в этом виде - кроссменов слободского автомотоклуба "Виктория", чьи машины по долгу службы напоминали измятые консервные банки. А вот Алексей Шведчи-ков из Слободского пилотировал сконструированный им уникальный полноприводный ЗАЗ-965, прозванный в народе "горбатым", на котором и после гонки не осталось серьезных вмятин. Приводная схема 4x4 обеспечила ему беспроигрышные старты, и если Алексей выигрывал первый поворот, не попадая в массовые завалы, соперникам за ним было не угнаться. Во всех пяти гонках установка на заезд оказалась выполненной. Так, Алексей Шведчиков сравнялся по победам в гонках на выживание со своей супругой Натальей Шкарповой, выигравшей ледовое шоу на "Прогрессе" 23 февраля.
Борьба за оставшиеся призовые места получилась очень упорной. Все решилось в перезаезде, на который из трех приглашенных участников своим ходом смогли выехать лишь двое. В живых, как в песне, их осталось только трое... из восьми. А "серебро" в результате завоевал Михаил Елькин, порадовавший зрителей наибольшим числом грамотных разворотов. Он выступал за команду "Супротек", созданную специально для гонок на выживание. Третье место у Владимира Лепихина - участника самого первого смотра-конкурса "Запоралли", спортивную часть которого, непосредственно гонку на выживание, пришлось переносить с августа на сентябрь из-за беспорядков, вызванных на месте проведения небывалым зрительским ажиотажем.
Заключительный междусобойчик
В парную гонку любителей заявились 14 водителей, в основном постоянные участники и призеры известных соревнований, но были и новички. Ввиду того, что в программе мотор-шоу любительские дуэли стояли на последнем месте, организаторы решили сократить количество заездов в каждой паре. Чтобы опередить соперника, водителям предоставлялся единственный шанс вме-• сто ставшей для большинства привычной езды до двух побед со сменой дорожек. Это обстоятельство добавило соревнованиям интриги и осложнило выход пилотов в следующую стадию. Лучше других с волнением в контрольных заездах справились Антон Долгих и Владимир Гордеев, которые и встретились в финале. На пути к "золотому" заезду Гордеев выключил из игры победителя прошлогодней "звездной" гонки Максима Сливницына из Вер-хошижемья, опередив его на несколько мгновений на финише. Но финальная дуэль осталась за Антоном Долгих, завершившим зимний сезон на мажорной для себя ноте. В заезде за третье место победил выступавший на праворульном "Мицубиси" Максим Коротаев.
Будут ли еще гонки на "Мастер-Классе"? Этот вопрос сейчас интересует многих. Ходят слухи, что хозяин полигона Сергей Мальков готов продать свое детище, потому что автодром не приносит ожидаемых доходов. Однако в.том, что при грамотном менеджменте здесь можно собрать зрительский аншлаг и подарить любителям автомотоспорта запоминающийся праздник - сомневающихся не осталось...
Вадим Гусейнов
- 2819 просмотров