Пятнадцатилетний победитель

Ралли "Вятка-2006" выиграл несовершеннолетний гонщик
Специальным решением комитета ралли РАФ не имеющий водительских прав 15-летний мастер спорта Евгений Новиков был допущен к управлению спортивным автомобилем на закрытых трассах при условии, что на дорогах общего пользования за рулем будет находиться его штурман. Первая же гонка завершилась для юного москвича победой в абсолютном зачете! Случилось это на вятской земле, в Кирове, где в двадцатых числах декабря по традиции стартует Кубок России по авторалли. Юбилейное, десятое по счету кубковое ралли "Вятка" оказалось рекордным по числу и самым представительным по составу участников. Впервые из 25 стартовавших экипажей более половины составили пилоты полноприводных иномарок!
Как рекомендовано федерацией автоспорта, ралли "Вятка" было приведено в этом году к современному формату. Гонка проходила в один день и оказалась настолько компактной, что, стартовав по расписанию в 9-30, первые экипажи сдавали свои "карнэты" (контрольные карты) судьям на финише, уже начиная с 16-30. За семь с небольшим часов экипажи боевых машин проехали 216 километров, из которых более чем треть пришлась на скоростные участки. Автомобили сервиса и технической поддержки команд все это время находились в специально отведенной для них зоне, не потратив ни грамма лишнего топлива. Не было на этот раз и гонки внутри гонки, когда "технички", нарушая ПЛУГ летали по дорогам области быстрее, чем это делали пилоты боевых машин на зачетных трассах, чтобы успеть обслужить свои экипажи. Все это стало возможным потому, что в этом году ралли "Вятка" полностью "ушло" из Ки-рово-Чепецка. По названной причине традиционный маршрут гонки стал короче приблизительно на 150 километров, львиная доля которого приходилась на перегоны между удаленными друг от друга спецучастками. Недостающий километраж организаторы отыскали в полях порошинского района, пригодился и опыт по проведению гонки в этих местах. Подготовка новых трасс началась за несколько месяцев до начала соревнований, в поля были завезены тонны грунта, использовалась специальная техника. Не подвела, как всегда, и погода. В результате вместо утраченных, похоже, навсегда пилотажных спецучастков в районе Каркино и Перекопа (Кирово-Чепецкий район) на карте ралли появились новые допы "Шихово", "Заречный парк" и "Аэроклуб". В месте финиша последнего из названных СУ организаторы предусмотрели безопасную зрительскую зону. Причем конфигурация трассы и сложность поворотов были продуманы таким образом, чтобы поклонники автоспорта ощутили полноту впечатлений от прохождения дистанции зачетными экипажами. Наконец, приятно отметить, что на помощь имеющему лицензию на проведение этапа Кубка России бессменному организатору и руководителю гонки Евгению Симонову пришли заинтересованные в конечном результате спонсоры. Подготовку новых трасс, техническое обеспечение церемонии торжественного старта ралли от областной филармонии и массу организационных моментов, включая разовое бесплатное питание для спортсменов и официальных лиц соревнований, взяли на себя Владимир Логинов и Валерий Слотин - учредители недавно созданного в Кирове фонда поддержки и развития детского и юношеского автомотоспорта, руководители сети автомагазинов "Клаксон".
В БОЙ ИДУТ НЕ ОДНИ СТАРИКИ
На первый из этапов Кубка в Киров прибыли практически все игроки, собирающиеся бороться в новом сезоне за абсолютную победу. Не приехал только петербуржец Андрей Блинков, занявший в прошлом сезоне второе место по итогам серии. Возможно, что еще пара-тройка сильных пилотов решила вступить в спор за награды со следующих этапов. Остальные понюхавшие пороху кубковые бойцы - москвичи Сергей Угер, бронзовый призер прошлого года, Борис Зимин (4-е место), опытный Андрей Матюхин, пермяк Алексей Церлюкевич, обладатель Кубка России в групповом зачете N2, и его товарищ по команде "Урал Мотор Спорт-Осто" Андрей Трухин (победа в группе Р12 и 5-е место в абсолюте) из Екатеринбурга - предпочли не терять очки, которые в конце сезона могут оказаться на вес золота. Приехал на "Вятку" и ее двукратный победитель москвич Максим Новиков, бронзовый призер чемпионата России. Во второй раз Макс привез с собой сына Евгения, но не в качестве штурмана, как это было три года назад, а уже в амплуа пилота второго зачетного автомобиля собственной команды E-ART. Для становившегося чемпионом страны картингиста и одного из сильнейших пилотов кольцевой "Формулы Русь" Новикова-младшего участие в нынешней "Вятке" стало боевым крещением в авторалли. В конце прошлого сезона Евгений впервые попробовал себя за рулем отцовской Subaru Impreza WRX STi на этапе Кубка России, проехав дистанцию пилотом нулевого экипажа, и удивил специалистов своей скоростью. Комиссары даже попросили юного аса замедлиться, объяснив ему, что в обязанности незачетного экипажа не входит езда на пределе возможностей автомобиля, поскольку Новиков показывал на допах результаты на уровне первой тройки пилотов абсолютного зачета! Кстати, "нулей" на нынешней "Вятке" было целых пять. В числе незачетных местных экипажей на дистанцию ушли последние победители ралли в 1600-кубовом классе: Александр Баранов на ВАЗ-2108 и Сергей Усынин с Василием Татариновым, стартовавшие на предоставленном автосалоном "Мотор" Mitsubishi Lancer Evo VIII.
СЕРГЕЙ БУСЫГИН ВЗЯЛ НА БОРТ ЛИШНИЕ 140 КИЛОГРАММОВ...
От Кирова заявились в боевой зачет лишь три экипажа: сами организаторы соревнований Владимир Логинов и Валерий Слотин на купленном в Тольятти "кубколадовском" ВАЗ-21123 "купе", Вадим Тиховский и Сергей Сурнин на "Москвиче-2141" и Сергей Бусыгин с Андреем Колышницыным, чья бое-вая "восьмерка" недавно еще не соответствовала ни одной из раллийных групп. Абсолютные победители "Вятка-98" Сергей Бусыгин и Андрей Колышницын вернулись на раллийную трассу благодаря изменившимся техническим требованиям, на которых имеет смысл заострить внимание. Вместе с другими непопулярными классами отечественные "восьмерки" в этом году объединили по Кубку в группе Р10 (до 1600 куб. см)с "Ситроенами", вручив пилотам "Лад" своеобразный карт-бланш на всевозможные переделки двигателя и трансмиссии. Казалось, нет ничего проще - строй машину по максимуму и выигрывай. Однако за каждое якобы серьезное преимущество над стандартными "Саксо" владелец такой "восьмерки" обязан расплачиваться собственноручно размещенным в машине балластом. По существу идет выживание отечественного класса из рал-лийного зачета. Когда пилот потратит уйму денег на усовершенствование своего ВАЗ-2108, приблизив его по стоимости к стандартному Citroen Saxo VTS, и поймет, что ему все равно не дадут объехать"саксоводов",он, конечно, отдаст в другой раз предпочтение готовой иномарке. Думается, что только по этой причине Сергей Бусыгин не смог продолжить приятную для хозяев традицию. За все время проведения кубковых ралли "Вятка" местные пилоты всегда завоевывали первенство хотя бы в одном из престижных зачетных классов. Но со 140 (!) килограммами балласта, которые Сергей получил за четы-рехдроссельный впрыск и вроде бы легальную подвеску, ехать, как признался позже кировский пилот, было очень тяжело. "Ощущение такое, как будто все время тянешь за собой прицеп, настолько потяжелела моя трековая "восьмерка"..." Пришлось команде "Кристалл" поэкспериментировать и с колесами, так как задняя ось машины оказалась очень разгруженной, после того как на полике под сиденьями были закреплены два 50-килограммовых блина от штанги...
Сергей Бусыгин и Андрей Колышницын заняли второе место в своем классе, уступив только столичному экипажу Сергея Геращенко на Citroen Saxo VTS из команды "Успенский Ралли Техника" и обогнав все экипажи отечественных машин. Первое место в 2-литровом классе Р-11 заняли Владимир Логинов и Валерий Слотин, знакомство которых с новым автомобилем состоялось непосредственно в ходе ралли.
ПОДАРОК НОВИКОВА-СТАРШЕГО
Первым с надеждой выиграть ралли в абсолютном зачете расстался Алексей Церлюкевич. Его Subaru Impreza WRX STi убралась с трассы на втором спецучастке "Шихово". В ту же ловушку - трамплин с поворотом - сразу после приземления угодил Андрей Балашов. Но если московский "саксовод" ехал в арьергарде гонки, то пермяк зачехлил ракетку сразу после того, как показал на стартовом СУ "Булдаки" третье время вместе с выступавшим на такой же Subaru Новиковым-младшим, притом что сам хозяин E-ART уступил им обоим 4 секунды. Раннее лидерство Андрея Трухина на Subaru Impreza WRX также закончилось на несчастливом для большинства из сошедших пилотов спецучастке "Шихово". С этого момента бразды правления прочно взял в свои руки Новиков-старший на Mitsubishi Lancer Evo VII, на пятки которому поначалу наступал собственный сын. Проигрывавший Евгению после двух допов 4 секунды Андрей Матюхин на Subaru Impreza WRX STi потерял шансы вмешаться в семейную разборку, зависнув на бруствере при прохождении 3-километрового спецучастка "Аэроклуб", который, по мнению большинства гонщиков, нужно было делать два раза, настолько интересной и неубойной для автомобилей получилась трасса. Двадцатиминутная задержка при удачной попытке самостоятельно выбраться из снежного плена отбросила Матюхина на последнее место в гонке. Проблемы с топливоподачей исключили из списка претендентов на подиум прошлогоднего победителя ралли "Вятка" Сергея Угера, временами его Subaru Impreza WRX STi просто останавливалась на трассе, но все же "привезла" пилота на четвертое место в абсолюте.
Борьбы за третье место также не получилось. До своего схода на последнем спецучастке ралли эту позицию уверенно удерживал Трухин. Побороться с Евгением Новиковым, которому после первой секции ралли екатеринбуржец проигрывал 16 секунд, Андрею не удалось, а вот Mitsubishi Lancer Evo VII Бориса Зимина он пропустил на третье место только после предпоследнего СУ "Трушково", уступив сопернику на 11 с небольшим километрах целую минуту из-за начавшихся проблем с мотором. На том же допе из-за поломки трансмиссии окончательно выбыл из гонки Андрей Матюхин. Чуть позже на КВ-9 судьи не дождались Subaru Трухина. оказавшегося последним из сошедших гонщиков. Всего финишировало 16 экипажей, причем меньше всего неудачников оказалось в международной зачетной группе N4, где из 11 участников до финиша не доехали только трое. В результате после прохождения последнего из скоростных участков Новиковы на полторы минуты опережали ближайших из оставшихся преследователей. Максим выиграл 7 из 9 спецучастков, показав на одном из допов одинаковые секунды с Андреем Матюхиным и сыном Евгением, объехав его по итогам всех СУ на 1 минуту 8 секунд. Но Женя был вторым (!), опередив на трассе с большим запасом всех, кто лишь попытался смазать его дебют в больших ралли. Такой расклад по гонке стал подходящим поводом для того, чтобы наградить талантливого парня поистине по-королевски - победой в дебютном старте, победой, о которой, можно не сомневаться, вскоре узнают за рубежом, и кто знает, может быть, достижение 15-летнего Новикова-младшего занесут в международную книгу рекордов Гиннесса. По статистике Кубка России-2006, Евгений Новиков в паре с Владиславом Стребковым занял в юбилейном ралли "Вятка" 1-е место, одержав первую победу там же, где в 2001-м впервые выиграл его родитель. Никто ведь потом не вспомнит, а большинство не будет знать, как отметившийся на последнем сервисном KB на 2 минуты раньше положенного времени гонщик-отец подарил победу своему талантливому сыну. И это правильно.
Вадим Гусейнов

Вид спорта:
Источники: