Искусство уходить непобежденным

Ледовый трек на стадионе "Прогресс" выиграл Александр Баранов
В прошедшее воскресенье в Кирове состоялись организованные фондом "Форотех" ледовые автомобильные гонки. После многолетнего перерыва соревнования проходили на стадионе "Прогресс". Новый лед оказался счастливым для кировчанина Александра Баранова, не уступившего в жестоких единоборствах никому из своих соперников, включая самого титулованного из них, - Сергея Бусыгина!
В последний раз Сергей Бусыгин и Александр Баранов сходились на ледовой трассе в прошлом году на розыгрыше приза Слободского. Их единоборство на трековой дорожке болельщики с ходу окрестили дуэлью сезона, настолько явным оказалось превосходство этих пилотов над остальными соперниками. Победитель ралли "Вятка-2004"Александр Баранов выиграл тогда свой первый кольцевой титул, став чемпионом "Ледового трека в Слободском" с двумя победами на этапах. Сергей Бусыгин лишь смог подсластить пилюлю, одержав красивую победу в суперзаезде, в котором ВАЗ-2108 Баранова получил удар сзади и потерял скорость. Взять полный реванш на традиционном празднике автоспорта в Кирово-Чепецке победно откатавшему очередной сезон в Республике Коми Бусыгину не удалось из-за поломки коробки передач на машине своего главного конкурента. Неисправность подстерегла Баранова еще во время контрольных заездов, поэтому на старт той гонки он не вышел. Таким образом Александр закончил трековый сезон непобежденным, принимая участие лишь в тех гонках, которые не мешали его выступлениям в Кубке и чемпионате России по ралли. И что самое интересное, Сергею Бусыгину, у которого, кстати, Александр и приобрел его заслуженную трековую "восьмерку", ни разу с той поры не удалось оказаться на трассе впереди Баранова. Остальные претенденты продолжали капитулировать перед технической подготовкой и опытом Сергея Бусыгина. Сегодня названные гонщики лишь одни из многих, кто использует моторы с четырехдроссельным впрыском (у Бусыгина фирменный 8-клапанник "Торгмаш" из-под тольяттинского авто-кроссмена Алексея Иванова с секвентальной коробкой, у Баранова - построенный его талантливым механиком Русланом Пантелеевым 16 -клапанный самодельный двигатель с механической КПП), но так быстро, как ездят они, по общему мнению, пока не умеет никто, что и было доказано во время очередной встречи фаворитов на высшем уровне.
КТО ХОЗЯИН ВНУТРЕННЕГО РАДИУСА?!
В споре за "поул-позишн" Александр Баранов уступил не только своему принципиальному сопернику, но и пятерке других пилотов. Следом за обладателем первого стартового номера гонки Сергея Бусыгина по результатам квалификации расположились приехавший в Киров абсолютный лидер Кубка главы Республики Коми Владимир Пушка-рев, стабильно улучшающий свой рейтинг в ледовом треке кировчанин Сергей Мальков, единственный из гонщиков на ВАЗах едущий на сдвоенном импортном карбюраторе Александр Преснецов и перспективный Клим Байков, лишь год назад пересевший с карта за руль трекового автомобиля. Свой седьмой результат Александр Баранов объяснил излишне оптимистичным выбором резины. К приобретенным специально для этой гонки "широким" шипованным покрышкам марки Timi (такими же, как у Сергея Бусыгина), как оказалось, нужно привыкать. А поскольку время для тренировок по регламенту ограничено тремя кругами, Саша вернулся к старым добрым Black Rokett, экстренно переставив их в ближайшей шинной мастерской. Еще перед стартом он поделился своей тактикой на гонку. В двух словах главная мысль сводилась к тому, чтобы заставить основного соперника ездить по непривычной траектории. А для этого нужно прежде всего заставить его понервничать и вовремя занять на вираже более короткий внутренний радиус. Сергей умеет обгонять по внешнему радиусу, но на "прогрессовском" треке для этого могло не хватить места, что и произошло на самом деле. Гонщики соревновались по таблице 16 участников с пятью индивидуальными стартами для каждого. Все свои шансы Александр Баранов использовал стопроцентно. Сначала он расставил все точки над i в заезде с Владимиром Пуш-каревым. Проиграв сыктывкарцу на старте, Александр "привез" сопернику на финише целую вечность. В седьмом заезде с Сергеем Бусыгиным, Евгением Скриповым из Сыктывкара и Олегом Князевым из Слободского Баранов выиграл старт. Но при переходе на вторую передачу отдал лидерство, выпустив синюю "восьмерку" Бусыгина вперед. Вскоре машины лидеров поравнялись, и в начале второго круга Баранову удается перетормозить конкурента на входе в вираж. На ближней прямой машины снова слились в единое целое и бок. о бок зашли в коварный второй поворот, где уже успел побывать на "крыше" автомобиль кировчанина Василия Татаринова, занявшего в итоге 8-е место. Выдержав прессинг, Александр Баранов сумел остаться на внутреннем радиусе, а попытка Бусыгина обойти соперника по внешнему краю виража увенчалась эффектной "крышей" - первой с момента памятного столкновения с "Таврией" Владимира Малышева на стадионе "Родина", когда после переворота вверх колесами судьи дали Сергею возможность провести перезаезд, и он выиграл ту гонку. Но на сей раз "уши" испортили Бусыгину возможную перспективу оказаться на привычном для себя первом месте. Судьи, несмотря на устную апелляцию представителей команды "Кристалл", за которую в этом сезоне гоняют Сергей Бусыгин и Владимир Малышев, не обнаружили "состава преступления" в действиях Александра Баранова и назначили "переигровку" этого заезда, отложив главную интригу в долгий ящик. Наиболее точную оценку произошедшему в вираже №2 дал один из технических комиссаров гонки Андрей Лапшинов, находившийся ближе других от места аварии. "Если кто-то решается на обгон по внешнему радиусу, должен понимать, какие возможны варианты. Нельзя забывать, что на оба автомобиля, находящихся в опасной близости, на вираже действует центробежная сила. Если бы трек в этом месте был чуть шире, Бусыгину хватило бы места для маневра, но в данном случае правильнее было отпустить газ, чтобы сохранить позицию и не врезаться в бруствер..." - сказал авторитетнейший специалист в области автомобильной аэродинамики.
Между тем переворот Бусыгина не стал в этот день последним. В восьмом заезде из 20 в том же повороте после кульбита на снежном бруствере легла на крышу "восьмерка" Владимира Пуш-карева, разом потерявшая товарный вид. Виновным в этом эпизоде судьи признали Олега Сановича, аннулировав его результат, для остальных спортсменов позже устроили перезаезд. Таким образом победитель двух ледовых Гран-при в очередной раз упустил реальную возможность вернуться на пьедестал почета из-за собственной горячности. Но еще сильнее не повезло в этой "заварухе" блеснувшему в квалификации восьмым временем кировчанину Виталию Боклащуку. Его машина врезалась в развернувшуюся поперек траектории "восьмерку" дебютировавшего на ледовом треке Ивана Дудина. Высокорослый гонщик ударился шлемом о трубу каркаса безопасности и на мгновение потерял сознание. К счастью, обошлось без серьезных последствий, Виталий вернулся за руль и продолжал выступать до тех пор, пока его не подвел автомобиль. Проблемы технического характера испортили гонку и Климу Байкову. В своем третьем заезде ему пришлось сойти с трассы из-за поломки привода. Однако механики команды "Вяткаспецреги-он" успели заменить "гранату" в перерыве между заездами, и Клим красиво выиграл дуэль у второго призера соревнований Владимира Пушкарева, но в итоге все равно остался за чертой призеров по сумме потерянных очков. Разрыв покрышки наверняка стоил хорошего результата и Владимиру Малышеву. Мэтр в блестящем стиле победил в одном из сильных заездов, но в итоге оказался лишь на 10-м месте.
Бронзовым призером ледовых гонок, причем уже во второй раз за три недели оказался Сергей Мальков, рационально распределивший свои силы на дистанции. Безусловным героем состязаний стал и сыктывкарец Александр Лучинин. Первый из запасных участников соревнований поднялся на высокое 5-е место, уступив лишь 2 балла третьему призеру гонок.
ДУЭЛЬ БЕЗ ФИНИША
Драматично завершился спор за победу в соревнованиях. После инцидента с Бусыгиным Александр Баранов выиграл в оставшихся заездах и с легким сердцем ждал соперника в отложенном финале. Но Сергей подошел к перезаезду с дефицитом в три очка! Соперники по двадцатому, последнему в основной сетке, заезду Александр Преснецов (4-е итоговое место), Владимир Пушка-рев и Сергей Мальков не захотели пропустить чемпиона без боя и вышли из второго виража... без лидировавшего со старта Бусыгина. Сергей уже лично апеллировал к главному арбитру соревнований своему раллийному штурману Андрею Колышницыну. Но судья принял объективное на взгляд большинства решение, оставив результаты этого заезда в силе. Таким образом, в перезаезде с Барановым для Бусыгина на кону стояла уже не победа в гонке, а принципиальный выигрыш.
Борьба между "грандами" оказалась настолько жаркой, что Александру после удачного старта пришлось отвоевывать выгодную траекторию в знаковом повороте ценой заезда на снежный бруствер. На выходе автомобили соприкоснулись еще раз, после чего машина Бусыгина, как мячик, отскочила от автомобиля конкурента и застряла в снежном бруствере. Так завершилась вторая попытка фаворитов выяснить отношение финишем.
А вот что осталось за кадром ледовых разборок...Талантливый кировский раллист, временно не выступающий в чемпионате страны по финансовым причинам, выиграв третью из семи ледовых гонок, в которых он принимал участие, снова уходит непобежденным. Александр Баранов передает спортивный автомобиль слобожанке Наталье Шкар-повой. Он также будет тренировать супругу своего раллийного штурмана Алексея Шведчикова, чтобы она смогла быстрее освоиться за рулем четырехцветной чемпионской "восьмерки".
Вадим Гусейнов

Вид спорта:
Источники: