Только первый может быть вторым...

Ступени мастерства Владимира Малышева
Среди кировских любителей автоспорта сложно отыскать человека, никогда не слышавшего о Владимире Малышеве. Знакомства с ним зачастую происходят по отлаженному сценарию. К Малышеву обращаются, чтобы он подготовил гоночный двигатель, сделал каркас безопасности, "имплантировал" собственное ноу-хау в подвеску спортивного автомобиля и т.д. За экспертом в области автотехники давно уже закрепилось уважительное - Михалыч...
В трековых гонках на льду, как говорит сам Владимир, он "вечно второй". Но было и такое время, когда только от одного упоминания фамилии Малышев в стартовом протоколе гонки у соперников тряслись поджилки.
- И все-таки, Владимир, что было вначале - спорт или механика?
- Скорее всего, все началось одновременно. Первым моим самодельным транспортным средством был "Школьник", переделанный в мопед. Я поставил на него двигатель Д-5, так и прокатался все лето. А на зиму переделал у "велика" заднее колесо, установив на место штатной покрышку от мопеда "Рига-7". Пришлось ее разрезать и "сшить" по диаметру обода, получилось внахлест, но при быстрой езде по зимней дороге проблем с устойчивостью не было. Шипы сделал самодельные, из болтов. Вот таким и получилось первое из моих изобретений. В 13 лет я мог гордиться своим "Школьником", ведь такого в городе ни у кого не было, мой "велик" был легче и быстрее, чем другие машины ручной сборки. Обычно под мопеды в те годы приспосабливали "взрослые" рамы. На этой "штуке" я и приехал на станцию юных техников, чтобы записаться в мотосекцию.
- Сделать выбор между картингом и мотокроссом удалось сразу?
- Вообще-то я хотел стать мотогонщиком. Но поскольку на прилегающей к станции территории был положен хороший асфальт, и многие мои сверстники записались в картинг, я тоже захотел попробовать. Карты поразили меня своей устойчивостью в поворотах и ощущением скорости. В секции я впервые познакомился с Сергеем Савинковым, Михаилом Ждановым, Игорем Гребенкиным, с которым позже мы гоняли во взрослой команде. Первые двое впоследствии стали детскими тренерами. Одним из фаворитов внутриклубовских соревнований был мой приятель Сергей Кочуров. Когда я объехал его на первой совместной тренировке, тренер пообещал в следующем учебном году выделить мне собственный карт. А пока предложили отдохнуть. Но мои планы изменились. Тем же летом я приобрел мотоцикл "Минск" и все свободное время посвящал ему. Год не занимался, а после записался в конкурирующую с СЮТ мотосекцию Дворца пионеров. Там ко мне и пришли первые успехи в мотокроссе, до армии меня считали лучшим гонщиком в секции.
- Расскажи, как однажды у тебя пропало желание гонять?
- После трехлетней службы корабельным коком в морчастях погранвойск я девять месяцев отработал в автоколонне 1217 водителем автобуса. Работа по скользящему графику позволяла заниматься в мотосекции на улице Родниковой (район завода "Почвомаш"), где к тому времени подобралась серьезная компания мотогонщиков и раллистов. Мне дали тяжелый 350-кубовый "Иж", который, собственно, и поставил точку в моей кроссовой карьере. Мотоцикл не устраивал меня прежде всего своими габаритами и весом. Я просил тренера дать мне более легкий "Чезет-250", но сложные отношения с руководителем секции, не сложившиеся с самого начала, решили этот вопрос не в мою пользу. Так или иначе на кроссе в Слободском я несколько раз падал с "Ижа", погнул руль во втором заезде... После очередного падения сошел с дистанции и сдал матчасть, "не отходя от кассы", объявив тренеру о своем уходе из секции... Вскоре после этой истории освободилось место руководителя секции картинга в городской станции юных техников, и я с энтузиазмом взялся за новое дело.
- Кроме "Школьника", другой реализации конструкторских идей разве не было?
- Когда я работал на автобазе облпотреброюза, усовершенствовал снегоход "Буран". Он был списан с производства и находился в полуразобранном состоянии. Целой осталась лишь одна из резиновых гусениц - в начале 80-х жутким дефицитом были как сами "Бураны", так и запчасти к ним. Установив на самодельную раму мотор от мотороллера "Тула", я собрал из "останков" "Бурана" снегоход с центральным расположением гусеницы на двух лыжах, чтобы придать конструкции устойчивость. Получился прототип будущей "Рыси", к производству которой завод-изготовитель приступил несколько позже. Когда я вернулся в автобусный парк, помню, как карбюратор с моей машины отказывались брать на проверку из-за того, что его внутренняя конструкция отличалась от заводской. Карбюра-торщик даже написал по этому поводу докладную начальству. Зато какая была экономия топлива! Придумал также, как сделать электрическое включение блокировки 3-й передачи на ГМП ЛИАЗа, а уже когда начал заниматься автоспортом, первым из коллег-гонщиков использовал шаровые соединения на передних стойках ВАЗ-2108.
- Расскажи поподробнее о периоде, когда ты был играющим тренером и лидером кировской команды картингистов?
- О своих гоночных способностях на посту руководителя секции картинга я поначалу судил очень скромно. Но "союзная" гонка в Челябинске, на которую мы поехали всей командой, убедила меня в том, что я действительно могу быть очень быстрым. На зональные соревнования приехали сильные команды из многих городов страны. Одних только мастеров спорта было 10 человек, остальные -кандидаты в мастера и лишь несколько спортсменов-перворазрядников. В личном зачете соревнований я занял 9-е место, но после того, как представитель нашей команды внимательно изучил стартовый протокол, выяснилось, что впереди и позади меня финишировали исключительно мастера и "камээсы", а я оказался единственным картингистом-перворазрядником из вошедших в число 15 лучших гонщиков... Это был один из самых волнительных моментов в моей спортивной жизни. Очень успешно мы выступали зимой, я часто выигрывал. Кировскую команду в составе Сережи Санникова, Игоря Гребенкина, Саши Преснецова и Владимира Малышева до сих пор помнят в Ижевске, где мы регулярно становились первыми. Я несколько раз выигрывал чемпионат области по картингу и выполнил норматив кандидата в мастера спорта.
- Только вот с получением заслуженного значка, насколько мне известно, возникли проблемы. Как все было?
- Решение о присвоении мне кандидатского значка откладывалось из-за непонятной принципиальности одного из моих бывших тренеров (предыдущая история с "Ижом" имеет к делу прямое отношение). Он искусственно тормозил процесс, заявляя мне прямо в глаза, что, дескать, не видел, как я езжу. К тому моменту в моем активе уже было больше десятка первых мест на гонках в Удмуртии, где моими соперниками в основном являлись кандидаты в мастера спорта, так что необходимый норматив давно уже был перевыполнен. Для того, чтобы восстановить справедливость или поставить "выскочек" на место, каковыми нас тогда считали, руководители клуба на Родниковой предложили раллистам-"камээсам" сесть на карты и выступить на соревнованиях против нас. В своеобразном Кубке вызова с участием Григория Бердникова, Анатолия Шахова и других известных в то время раллийных гонщиков я приехал первым. Победили мы и в командном зачете. Тогда, наконец, вопрос о присвоении мне звания кмс отпал сам собой.
- А как состоялось твое возвращение на ледовый трек? Было это в 1999 году.
- Вернуться в автоспорт меня сподвиг мой друг Саша Преснецов, с которым мы вместе гоняли на картах. Он тогда только успел вывести на трассу свою "восьмерку" с мотором от "Фольксвагена", как я дебютировал следом за рулем поначалу абсолютно стандартной "Таврии". Впервые выехал на лед в Кирово-Чепецке. Конечно, я не мог претендовать на стандартной машине на призы, но в "разборку" фаворитов соревнрва-ний Сергея Бусыгина и Юрия Шустова по воле случая вмешался. После того, как в главном заезде Шустов улетел в сугроб и вернулся на трассу позади меня, я не позволил ему совершить обгон на протяжении двух оставшихся до финиша кругов...
- Теперь вы с Сергеем Бусыгиным партнеры по команде. Как складываются ваши отношения на трассе?
- Победы в гонках я одерживал, когда Бусыгина на трассе не было. Чаще занимал вторые места и считаю это закономерностью, ведь если тот, кто быстрее тебя, не совершает на трассе ошибок, то обогнать его практически невозможно. Наше соперничество с Сергеем Бусыгиным в совместных заездах всегда было бескомпромиссным. Вспоминается гонка на "Родине", когда между нами произошло столкновение в борьбе за лидерство, и автомобиль Сергея перевернулся на крышу. В перезаезде он выиграл, но моя "Таврия" с 1600-кубовым мотором от ВАЗ-2108 была тогда настолько быстрой, что я мог на равных соперничать с пилотами спортивных "восьмерок". Сейчас нас с Сергеем Бусыгиным правильнее называть партнерами по команде, чем конкурентами, но когда турнирная ситуация позволяет нарушать субординацию, между нами получаются захватывающие дуэли. Вот только машины у нас, несмотря на одинаковую боевую раскраску, совершенно разные. Сергей гоняет на фирменном моторе, а я на самодельном, построенном в собственной мастерской, полигоном для испытаний которого становятся сами гонки.
- Оправдала ли себя командная тактика пилотов "Кристалл-электро", в которой Владимиру Малышеву вменялись обязанности второго номера?
- Скорее, это была стратегия, чем тактика. В одиночку при нынешнем уровне конкуренции выигрывать на ледовом треке становится все сложнее. Когда каждое очко, добытое в заезде, в буквальном смысле оказывается на вес золота, помощь второго пилота в автогонках неоценима, ведь, будучи таким же быстрым, он может отбирать очки у конкурентов и одновременно прикрывать "тылы" своего лидера. Надеюсь, что результаты нашего взаимодействия оправдали материальные вложения, и команда "Кристалл-электро" продолжит свое существование в следующем сезоне. Во всяком случае, в тех гонках, где мне удалось сохранить машину до финиша, я помогал Сергею Бусыгину. Конечно, для победы первого номера нужно подсчитывать не только свои, но и чужие очки, но когда в команде два автомобиля, появляется возможность планировать результат.
- Владимир, сколько раз к тебе обращались за помощью в постройке спортивного автомобиля?
- Многие спортивные автомобили, которые есть в области, создавались при моем участии. Каркасы безопасности я изготавливал практически для всех молодых пилотов. Часто начинающие гонщики обращаются ко мне по мотору и по подвеске. В помощи я никому не отказывал, ведь с каждым собранным спортивным автомобилем увеличивается число желающих заниматься автоспортом, и это здорово. Сам же я хотя и пробовал уже однажды повесить шлем на гвоздь, продолжу гонять. Если есть спортивный автомобиль, он не должен стоять без дела...
Вадим Гусейнов

Вид спорта:
Источники: